ЭТО СТРАШНО
Предлагаем
вам ознакомиться с публикацией из семигинской «Родной газеты» №18 за 2005 год.
Мы не будем давать никаких комментариев, просто выделим шрифтом наиболее «выдающиеся»
пункты. Это всё происходит не в каком-нибудь Средневековье, а в XXI веке – в век
атома, космоса и интернета.
МАРИШКЕ ЗАЙЦЕВОЙ ПЯТЬ ЛЕТ. РОДИТЕЛИ ОТКАЗАЛИСЬ ОТ ДЕВОЧКИ, КОГДА ОНА БЫЛА
СОВСЕМ МАЛЕНЬКОЙ. НО НЕДАВНО У РЕБЕНКА ПОЯВИЛАСЬ НОВАЯ МАМА. ЕЕ ЗОВУТ ИОАННА.
ЕЙ 83 ГОДА. ОНА – НАСЕЛЬНИЦА СВЯТО-ВАРСОНОФИЕВСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ (СЕЛО
ПОКРОВ-СЕЛИЩИ, МОРДОВИЯ). КРОМЕ МАРИШКИ В ОБИТЕЛИ ЖИВУТ ЕЩЕ 17 ДЕВОЧЕК.
КОРРЕСПОНДЕНТ «РОДНОЙ ГАЗЕТЫ» ОЗНАКОМИЛСЯ С ОСНОВАМИ МОНАСТЫРСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
Первые дети в Свято-Варсонофиевском монастыре появились сразу после открытия
обители, в 1998 году. Несколько священнослужителей тогда отдали своих дочерей
на воспитание. Ирину Савоськину из села Куртошки Атюрьевского района привезла в
обитель набожная мать. Ире тогда было 7 лет.
– До меня в нашей семье уже были дети: мальчик и девочка, – рассказывает
Ирина. – Однажды, когда мама была на работе, дома начался пожар. Братик и
сестренка не сумели выбраться наружу и сгорели. Мама очень переживала и винила
себя в их гибели, а потом поклялась, что если у нее еще будет ребенок, то он
посвятит себя служению Богу. Через год родилась я.
Сейчас Ире четырнадцать. В конце мая она будет сдавать выпускные экзамены в
местной общеобразовательной школе. Полученные оценки на будущее девочки не
повлияют. Она твердо решила остаться в обители.
Ровно в восемь утра, получив благословение настоятельницы монастыря матушки
Варсонофии, 10 девчонок выходят из ворот обители. Черные школьные сарафаны до
пят, белые платочки, за спиной ранцы с тетрадями и учебниками. Из храма Божьего
– в храм светских знаний.
Впрочем, общение со сверстниками и учителями на мировоззрение девчонок,
полученное в монастыре, не влияет. Скорее наоборот, покров-селищенская школа
находится под монастырским влиянием.
Закон Божий
Это в столице чиновники не могут решить, нужен в
общеобразовательной школе факультативный предмет по основам православия или
нет. Здесь, в деревенской школе, уже пять лет подряд три раза в неделю после
занятий дети учат Закон Божий.
– Я сразу детям говорю: есть научная точка
зрения, а есть другая, православная, которой придерживаюсь я, – рассказывает
руководитель кружка Надежда Беляева, по совместительству преподающая химию и
естествознание. – И, знаете, ученики тоже отдают ей предпочтение. Например, в
пятом классе я объясняла теорию Дарвина, а потом провела опрос: считаете ли вы,
что человек произошел от обезьяны или что его создал Бог? Все дети ответили, что
Всевышний, кроме Саши Капаева. Но он сказал про обезьяну не от души, а чтобы
выделиться.
Мать и дочь
Официально детского приюта при монастыре не существует. Девочки попали в
обитель благодаря хлопотам духовника монастыря игумена Алексея. Он считает, что
церковь должна помогать обездоленным. Воспитанницы его называют папой, а
монахинь, которые следят за их воспитанием, – мамами.
– Мама моя пришла! – бросается к старушке в черной одежде пятилетняя Маришка
Зайцева.
– Ну какая же я тебе мама, мне уже девятый десяток идет, – гладит кроху по
голове монахиня. – Хорошая ты моя… Она же совсем не разговаривала, когда ее
сюда привезли.
Маришка больна детским церебральным параличом, мать отказалась от нее в
роддоме.
Детей у сестры Иоанны никогда не было. Она родилась в 1922 году в небольшой
деревушке под Киевом. Родители дали ей имя Люба. Но с любовью у Любы не
заладилось. Помешала война. Ее жениха забрали в армию в первые дни войны, и он
сгинул в огненном водовороте. А Люба осталась на оккупированной земле. Пять раз
ее отправляли на работу в Германию, но девушка сбегала. Люба участвовала в
звенигородском подполье, помогала партизанам. К Богу пришла после того, как ее
едва не повесили полицаи.
– Молодые ребята, здоровые. Они меня долго били. А потом сказали, что сейчас
будут вешать. И тогда я в первый раз начала молиться. И они вдруг засуетились.
Оказалось, их начальство приехало. Казнь перенесли на утро. А меня заперли в
сарае. Там окошко было, маленькое. Как я в него пролезла? Не знаю.
Маришке о войне Иоанна не рассказывает. Для девочки у нее припасены истории
из жития святых и об Иисусе.
– Я ее по вечерам молитвам учу, а днем она в
нашем детском садике играет.
Колыбельная молитва
Детский сад для монастырских девочек располагается в небольшом кирпичном
домике. Есть игровая комната, спальня и столовая. Повсюду на стенах висят
иконы.
– Спасибо Господу за то, что у нас есть еда хорошая, есть папа и мама, есть
сестры, и они нас воспитывают быть полезными Богу и обители, – читает
импровизированную молитву присматривающая за детьми паломница из Москвы
Татьяна.
Девочки, лежа в кроватках, повторяют за ней. Педагогического образования у
Татьяны нет. Но она знает точно, что днем малышки должны обязательно спать.
– Если начнешь сказку читать, девочки не заснут. Им ведь захочется картинки
посмотреть, – объясняет женщина тонкости монастырского дошкольного воспитания.
– А под молитву они хорошо засыпают. В обители без молитвы нельзя. Малышкам у
нас хорошо. Здесь они напоены, накормлены, воспитываются в святости. А какое бы
будущее ждало их в миру?
У всех крошек биографии похожи. Все родились в неблагополучных семьях. У
Кати Тарасенко родители спились. Девочку воспитывала бабушка. У Насти Гуськовой
отец сидит за убийство матери. Девочки в любом случае должны были воспитываться
в детдомах. По данным НИИ воспитания и семьи, почти 90 процентов выпускников
российских детских домов не находят своего призвания в жизни. Вот только у них
всегда есть шанс изменить свою жизнь. А даст ли его монастырское воспитание?
Детские мечты
Недавно Насте Бурлаковской исполнилось 7 лет.
1 сентября она должна пойти в школу.
– А я не хочу, – упрямится девочка, – там все
равно ничему хорошему не учат. Я хочу схимницей стать.
С мечтой о постриге в монахини живут все девочки. Ни одна из воспитанниц так
и не покинула стен монастыря.
Лилии Ивановой 15 лет. Она в прошлом году окончила школу, выигрывала
районные олимпиады по химии, но идти учиться дальше отказалась. Теперь Лиля
помогает младшим воспитанницам познавать православные истины.
– Здесь я чувствую себя нужной. А что я буду
делать там? – говорит она.
Другой мир для девчонок начинается сразу за стенами монастыря. Хотя
покров-селищенская школа и старается жить по православным канонам, воспитанницы
знают, что сильно отличаются от своих сверстниц. Они не слушают современную
музыку, не смотрят сериалы, не следят за модой. Брюки и мини-юбки для них под
запретом. А поход на танцы – грех.
– Нас и не тянет на дискотеку, – говорит Ирина Савоськина. – Там срам один и
шум. От танцев толку нет, лучше помолиться
поусерднее и поработать для процветания обители.
20-летняя Надежда тоже молится и трудится на благо монастыря. Четыре года
назад она приехала в обитель вместе со своей матерью. Теперь Надя доит коров на
монастырской ферме. Когда я спрашиваю, не думала ли она о замужестве, Надя
смущается. Ведь она посвящена Богу. Так ее учили с детства, а потому подобные
вопросы неуместны.