Пиаровские методы

 

Слово «Пиар» происходит от аббревиатуры PR (Public Relations – «связи с общественностью»), другими словами – формирование общественного мнения, позитивного или негативного имиджа тех или иных участников политического процесса. В России слово «пиар» иногда расшифровывают как «полномасштабное использование административного ресурса». Не будем сейчас подробно рассказывать об искусстве пиара, расскажем о пиаровских приемах, которыми пользуется буржуазия для противодействия коммунистическому движению и как этому противостояить.

Сегодня буржуазия активно использует для обработки населения средства научно-технического прогресса, чего не было в начале ХХ века. Как писал Д.Костенко, «Тогда конкуренция шла на равных - властвующая элита выпускала газеты и брошюры и революционеры тоже выпускали свои газеты и брошюры. Простой человек покупал то и другое и сравнивал. Сегодня же в руках властей легко усваиваемые, действующие на уровне подсознания электронные СМИ. Оппозиционные газетки и подметные листки, да и вообще любое печатное слово не может тягаться с ними по степени воздействия на человеческий мозг». Конечно, сегодня оппозиция может на равных противодействовать информационной политике режима в интернете. Однако при капитализме доступ в интернет имеет лишь небольшая часть населения, причем преимущественно высокооплачиваемая часть населения, среди которых больше представителей правящих классов. Всеобщий неограниченный доступ к интернету население получит только при социализме и коммунизме. Максимум, что может дать работа в интернете сегодня (если не считать организационных возможностей быстрой связи между региональными организациями по электронной почте и т.п. методов обмена информацией) – это поиск новых людей, которые могут стать организаторами масс. Однако проблема поиска средств противодействия пиаровским действиям властей остается.

 

Основных способов пиаровских действий буружазных властей два. Первый – это замалчивание. Суть такого способа очень образно описал буржуазный журналист А.Минкин в «МК» за 10 декабря 2004 года:

«Существование фальшивой оппозиции делает невозможным появление настоящей. Поле занято.
          Вот оппозиция, которая предлагает нам себя: “Выберите нас, сделайте властью, и...”
     Они маячат на экранах, в газетах, на конгрессах. Все оппозиционное поле забито сорняком. Никаких шансов вырасти хлебу насущному. Честный по природе скромен, не умеет толкаться, тусоваться, добывать гранты, пилить бюджеты.
     Фальшивая оппозиция не вызывает беспокойства у власти. С ней легко “работать” (пример — Жириновский). Кроме того, фальшивые, как правило, воры, замаранные, гнилые.
     Власть благосклонно дозволяет существование фальшивой оппозиции. Ибо фальшивая ничем не грозит.
     Пустышка — гениальная вещь. Сунул ее младенцу в рот, и тишина. Сосет, чмокает, доволен. Но эта лафа не беспредельна. Когда доймет настоящий голод — пустышку выплюнет и начнет орать так...
     Реальная оппозиция — это не критика. Критика есть и в прессе. Но пресса, критикуя (даже очень резко), не претендует на власть. Пресса говорит власти: так делать нехорошо.
     Оппозиция говорит: уйдите; дайте руль нам — мы умеем, знаем, спасем.
     Можно ли сегодня в России свергать (спихивать) высшую власть, не рискуя жизнью или хоть благополучием? Нет. Есть ли оппозиция, готовая рисковать если не жизнью, то хоть благополучием? Нет. Значит, нет оппозиции. Эта оппозиция — мираж. И напрасно настоящий оппозиционер будет говорить: “Это я”. Кто его услышит? Деньги вложены в мираж. Мираж толкает речи в оплаченном эфире, выступает на оплаченном митинге.
     А настоящий в рубище, с дюжиной верных, стоит у метро, дрожит от холода, в руках самодельный плакатик. Его даже не распнут. Его просто не заметят. Ибо давно не видят людей, а только телеэкран
».

Пример таких двойных стандартов. 9 и 10 января 2005 года состоялись перекрытия Ленинградского шоссе соответственно в Солнчногорске и в Химках. Акция в Солнечногорске оказалась более эффективной – и по числу перекрывающих, и по достигнутым результатам (в Солнечногорске создан успешно действующий Комитет спасения под руководством РКРП-РПК, а в Химках вскоре после спада волны перекрытий власти продолжили грабить население). Однако про перекрытие в Химках знает каждый житель России, а про перекрытие в Солнечногорске знают в основном лишь активисты левого движения, и то не все. Потому что, во-первых, если акция в Солнечногорске была организована РКРП-РПК, а акция в Химках была стихийной и менее результативной – похоже, именно поэтому ее и раскручивали.

Еще один пример. 26 апреля 2005 года в Минске оппозиция устроила несанкционированный митинг против Лукашенко. В числе задержанных и осужденных на административные сроки протестанов оказались и граждане России – активисты «Яблока» и СПС. И вот после их задержания все российские буржуазные СМИ подняли страшный вой. Спрашивается, почему они не поднимают подобного воя, когда на задерживаются участники митингов в России, в том числе санкционированных митингов? Почему они не подняли такого воя, когда на Украине по «одесскому делу» были арестованы несколько граждан России и осуждены на многие годы лишения свободы? Вопрос риторический.

Две основные линии по противостоянию этой политики, опробованные оппозицией – это, во-первых, налаживание самостоятельных контактов с журналистами, во-вторых, правильная работа с теми своими СМИ, издание которых мы себе можем позволить исходя из наших ресурсов.

Общее правило в такой работе должно исходить из того факта, что, поскольку коммунистические идеи более передовые, то они легче могут дойти до сознания людей, чем реакционные. Подтверждением этому является тот факт, что избирательный блок «Коммунисты, трудящиеся России – за Советский Союз» на выборах 1995 и 1999 года, будучи самым бедным блоком, оказывался в числе первых блоков по количеству голосов (в первый раз – седьмое место из 43, второй раз – шестое место из 26), и оба раза с большим отрывом лидировал по количеству полученных голосов на единицу вложенных средств. В.А.Тюлькин комментировал это так: «Наша правда быстрее находит дорогу к людям». Дореволюционные историки отмечали, что среди черносотенных вождей попадались талантливейшие агитаторы и организаторы, равных которым не было среди левых партий – это потому, что реакционные идеи имеют меньше шансов завоевать поддержку масс, и поэтому для того, чтобы сколь-нибудь успешно их продвигать, действительно необходимо обладать огромным талантом. Передовые же идеи продвигать легче.

Что касается просачивания на существующие СМИ и использования их в своих интересах, то общее направление дано в статье П.Былевского «Черная дыра путинизма»: «Наши теоретики, отталкиваясь от современных реалий, должны математически точно просчитать однозначно положительный образ будущего общества - более реальный, чем любой из сегодняшних бизнес-планов транснациональных корпораций. Коммунисты нарисуют манящий облик грядущего мира, перед которым померкнет жлобская сусальная позолота “американской мечты”. Далее, коммунисты должны вести агрессивную идеологическую работу. То есть должны прочувствовать неразрешимые в современных условиях противоречия, “болевые точки” современного человечества и, в первую очередь, россиян. А затем, ощутив себя “коллективным доном Руматой” из фантастического бестселлера братьев Стругацких, взглянуть на сегодняшние беды через призму научно просчитанного прекрасного будущего счастья всего человечества, найти и указать всем выход из нынешнего бесконечного тупика. И, прозрев однозначное решение “семи бед”, врываться в новостные ленты информационных агентств, приводить простые, ясные и неотразимые доводы, говорить людям на современном языке лозунгов и образов: “Мы знаем, как решить все эти якобы непосильные проблемы, это можно сделать только вот так, и мы сделаем это”». Ряд конкретных рекомендаций на эту тему приведены в статье В.Шапинова «Как организовать правильный пиар для организаций РКСМ(б)».

Однако главный способ – это создание собственных каналов информирование населения: от проталкивания информации о ваших акциях в центральные партийные газеты (с последующим распространением их в вашем населенном пункте) до активной листовочной политики.

 

Второй способ пиаровских методов режима – это т.н. «черный пиар», известный по «голосуй или проиграешь» а-ля 1996 года. Характерная особенность таких методов – это крайняя наглость и нарушения всех законодательных норм – в расчете на то, что если оппоненты пытаются ответить властям тем же, то неизбежно последует уголовное преследование. Впоследствии, после того, как черное дело было сделано, они готовы и покаяться в использовании недостойных методов политической борьбы – сегодня все знают, как были организованы успехи властей на выборах 1996 и 1999 года, все знают, что в 1995 году блок «Коммунисты, трудовая Россия – за Советский Союз» на самом деле преодолел 5%-й барьер, а на выборах 1996 года на самом деле победил Зюганов, что референдум 1993 года о принятии ельцинской конституции прошел с подтасовками, а референдум «Да-да-нет-да» 25 апреля 1993 года вообще не имеет никакого отношения к демократическому волеизъявлению народа – но, увы, черное дело уже сделано, и никто не будет отменять результаты голосований 1993, 1995, 1996 и 1999 годов, даже если незаконный характер этих выборов доказан. Причем применяется такой способ не только правящим режимом, но и оппонентами прогрессивной линии в самом коммунистическом движении – самый известный случай – это распространение фальшивого номера газеты «Бумбараш» на «Антикапитализме-2004», когда противники МЛФ выпустили и раздавали издание, содержащие угрозы и ненормативную лексику в адрес своих оппонентов. Потом публично покаялись. Но черное дело было сделано.

Как вести борьбу против таких действий властей? Отвечать ударом на удар нельзя, поскольку правоохранительные органы, разрешая властям нарушать закон, не разрешат это оппозиции. Варианты – ловить исполнителей за руку во время нарушения ими закона (как поймали за руку несунов «коробки из-под ксерокса»), использование средств черного пиара против врага с использованием необходимых мер конспирации. Можно запугивать врага современным примером Украины, когда вся мощь административного ресурса, направленная Кучмой-Януковичем против Ющенко на выборах 2004 года, привела к обратному результату. По возможности эти угрозы претворять в жизнь.

Но это всё частности. Действенный способ – не давать противнику времени для маневра. Создание негативного имиджа противника даже в условиях полного задействования всей мощи административного ресурса, как показывает опыт 1996, 1999 и 2003 годов, требует как минимум несколько месяцев. Планирование работы таким образом, чтобы совершить революционные преобразования (выражаясь более политкорректным языком – совершить «прогрессивные политические изменения») в более короткие сроки – наиболее оптимальный вариант.

Hosted by uCoz