КРАСНЫЙ ПИАР

В наглядной агитации, в тех же настенных граффити, например, важен графический автограф автора. До абсурда этот принцип доведен в современной молодежной культуре, где все настенное искусство и сводится, собственно, к максимально "заковыристому" графическому автографу, тиражируемому везде где нельзя и можно.

Хорошо, когда сокращенное имя группы не длиннее трех букв (РНЕ, НБП, МММ). Запоминается без труда и смотрится на стене не слишком сложно. Лимонов так и писал в своих передовицах: "Пишите повсюду "НБП". Рядом был серп и молот в круге, и это вполне себе действовало. Но если сокращение длиннее и сложней: РКСМ(б), например? Звучит хорошо, ритмично, но это пять букв плюс скобки. Такой автограф на стене тоже можно оставить без особых пояснений, но он требует особого графического решения. То, что букв именно пять, дает следующие возможности:

1) рисунок пятиконечной звезды, вокруг которой, между лучей, расположены буквы;

2) пятиконечная звезда и внутри каждого луча по букве.

Легкий минус тут в том, что прохожему не будет ясно, с какой именно буквы начинать читать, ведь надпись получается круговая. Можно решить это, делая каждую следующую букву меньше предыдущей, тогда читаться будет однозначно от больших букв к малым.

Можно также дать буквы в столбик на центральном поле звезды, клин которого направлен вниз. Имея несколько таких графических автографов, можно даже обойтись и без лозунгов, вас поймут. (…) Очень важно для лозунга символическое отождествление противника; например, центральным слоганом пропагандистской кампании могло бы стать: КАПИТАЛИЗМ - ЭТО КАННИБАЛИЗМ!

(В 94-ом году по тому же принципу я сделал пятиметровый транспарант "Капитализм - дерьмо!", вышел с ним на демонстрацию, и очень скоро это стало общим брэндом левых радикалов, до сих пор успешно повторяемым).

Важно так же, но более традиционно, указание будущего места противника: КАПИТАЛИЗМ НА СЛОМ! КАПИТАЛИЗМ НА ПОМОЙКУ! Или голый протест: ДОЛОЙ КАПИТАЛИЗМ! ХВАТИТ КАПИТАЛИЗМА! Та же тема может выглядеть менее политизировано и более гуманитарно: МИР - НЕ БАЗАР! (не забывайте ставить автограф) (парафраз популярного антиглобалистского лозунга "Мир - не товар!"); НАРОД НЕ ПРОДАЕТСЯ!; КОМСОМОЛ НЕ СДАЕТСЯ! (к отрицанию капитализма прибавляется адрес исторического субъекта. Вариант: "Молодежь не продается...", если вы хотите конкретизировать социальную базу). ПУЛЮ В СТВОЛ! СЕРДЦЕ - В КОМСОМОЛ! (если вы хотите связать образный революционный романтизм со своей группой); С НАМИ ЧЕ! (символический ответ на бесконечные утверждения национал-патриотов "С нами бог!" и вообще важная ассоциация героя с организацией)

Нередко лучше срабатывают не абсолютно оригинальные лозунги, но парафраз уже имеющихся, однако из другой среды (с некоторым ироническим отстранением, конечно): БУДУЩЕЕ ЕСТЬ! (ответ на популярный контркультурный лозунг "No Future!") Конкретизирующий вариант: БУДУЩЕЕ ЗДЕСЬ! (почти перевод модного Now Future! Можно, впрочем, писать и сам этот лозунг, плюс графический автограф); KARL MARX FOREVER! (в данном случае имя Маркса заменяет название любимой группы или футбольной команды, а автограф организации - название фэн-клуба); СOMMUNISM NOT DEAD! (как ответ на знаменитый "панк нот деад!". Преимущество английского написания здесь в том, что отстраняемые вами оригиналы лозунгов пишутся исключительно по-английски, и в том, что такое написание априорно воспринимается зрителем как модное - современные российские компании стремятся максимально "англизировать" свои названия и товары, чтобы использовать этот колониальный эффект восприятия россиян; нравится он нам или нет, игнорировать его в первичной пропаганде было бы неразумно).

Мобилизующие лозунги: ДЕЙСТВУЙ С НАМИ! (всегда автограф) (…) (по тому же принципу неплохо работали баркашовская "Россия ждет твою волю!" и "Они уже здесь, а ты?" для новых торговых центров в Москве). СДЕЛАЕМ МИР СПРАВЕДЛИВЕЕ! (узнаваемое искажение "Сделаем мир лучше" фирмы Филлипс и группы Битлз). НИ ПОП! НИ МЕНТ! НИ ПРЕЗИДЕНТ! (автограф тут будет смотреться как указание на конкретный адрес "избавленья", узнаваемый мотив "ни бог, ни царь и ни герой"). АРЕСТОВАТЬ ПРАВИТЕЛЬСТВО! (любимый лозунг черных американских исполнителей рэпа, сочувствующих маоистам и "черным пантерам", у нас пока не очень известен, но явно перспективен).

Лозунги, символически описывающие организацию: Автограф: БЕЗ БУРЖУЕВ! Автограф: НЕ ПРОДАЕТСЯ! Автограф: RED FUTURE! (заметьте лишний раз, насколько это проигрывает "красному завтра!") (…)

Лозунги, выстраивающие символическую схему: ЛЕНИН - ДА! ДОЛЛАР - НЕТ! (к тому же отличная "кричалка" и ответ на националистическое "Рубль да! Доллар - нет!"). Из таких же пафосных: ОДНА СТРАНА! ОДНА БОРЬБА! ОДНА ПОБЕДА! (ответ на фашистское "Один народ, один вождь, одно государство!")

Не стоит также забывать о старых добрых лозунгах, которые вполне еще могут работать: СОЦИАЛИЗМ ИЛИ СМЕРТЬ! (образованного прохожего отсылает к романтике кубинской революции, для невежественного просто вызывает уважение само противопоставление). (…) Автограф: ЛЕНИН! РЕВОЛЮЦИЯ! КОМСОМОЛ! (главное, чтобы в них не слишком сильно чувствовалось "ретро", т.е. здесь как раз важно выбрать те, с которыми ассоциаций связано меньше, но на молодежь, впрочем, это уже почти не распространяется - нет советских воспоминаний, и отдельные лозунги могут быть заново переоткрыты). (…)

Мы имеем дело с обычным буржуазным человеком и его довольно предсказуемым сознанием. Именно такой человек, "зацепленный" первичным пропагандистским жестом, должен прийти в организацию, чтобы в ней измениться до неузнаваемости. Все диалектические парадоксы, политические нюансы и неявные различия осознаются позже, когда человек пришел - общается - включился в работу. До этого момента, т.е. на нулевом уровне включения, с потенциальной своей аудиторией стоит говорить с использованием всех тех приемов, которые использует реклама, давно осуществившая за нас огромную работу по изучению "сознания потребителя". Конечно, мы ничем не торгуем, никого не обманываем и не программируем. Мы просто присваиваем первичный прием, который даст нам людей, которые быстро во всем разберутся сами. Еще один момент: грамотно сделанная пропаганда всегда становится информационным поводом для прессы (на этом поднялось НБП), потому как журналист, почувствовав в ком-то элемент "профессионализма", почти автоматически на это реагирует и транслирует на остальное общество. Закончу примером: популярный французский писатель, а в прошлом автор рекламных сюжетов Фредерик Бегбедер (автор всей стилистики фирмы "Манон" и многого другого), разочаровавшись в рекламе как виде искусства и поняв, что литература - это еще не способ освобождения, в настоящий момент работает официальным стилистом французских коммунистов. Говорят, обе стороны пока весьма довольны друг другом. Первая серия плакатов, которую он сделал для французских красных, обращена к избирателю и объединена общим лозунгом: "Помоги левым остаться левыми!".

Алексей ЦВЕТКОВ

Hosted by uCoz